ЧТО ЕСТЬ СОВЕРШЕННЫЙ ИМАН?

Это они спешат совершать благие дела и они превосходят в этом [других людей]. (Сура "Му`минун", 23:61)
Слово "совершенный" (в арабск. языке "камиль") означает полный, зрелый, без недостатков. Совершенный Иман, о котором идет речь в этой книге, подразумевает высшую зрелую, глубинную степень Имана, которой способен достичь человек. Как же происходит достижение совершенного Имана?
"Уверовать в Аллаха всем сердцем", значит постичь Истину того, что Аллах является Единственным Творцом, Властелином и Повелителем всего сущего во Вселенной. Осознание, что каждый человек бесконечно каждый миг нуждается в милости Аллаха, тогда как Аллах пречист от всяких нужд, не испытывает потребности ни в чем и Он сотворил всякую вещь по Своему Высшему предопределению (кадар), а потому каждый миг жизни мы должны полагаться на Его волю.
Уповать на Аллаха возможно лишь испытывая перед Ним трепетный страх, любовь и потребность, преданность Ему несопоставимо большую, чем к кому-либо из людей. Для человека, который всецело предал себя и уповает на волю Аллаха, единственным другом и поручителем является лишь Аллах. Он знает, что все события, с которыми он сталкивается на протяжении жизни, происходят по воле Аллаха и все они созданы с высшей мудростью и благом для него. Именно поэтому в любых ситуациях верующий не отступит от воли Господа, встречает все события с упованием на поддержку Господа, всегда покорен Его воле, кроток духом и благодарен Аллаху.
Для того чтобы достичь совершенства Имана, должно без каких-либо отступлений следовать повелениям Корана, в котором Аллах разъяснил о Своей сути людям и сообщил человечеству, что Он требует от каждого из Своих рабов в земной жизни. Поэтому му`мин до конца своей жизни с высочайшей аккуратностью и требовательностью к самому себе соблюдает все законы Аллаха, выполняет Его предписания и уклоняется от запретов. Му`мин не может отступить от модели нравственности, одобренной и избранной для него Аллахом, и стойко следует ей до самого последнего дня своего земного бытия. Стойкое терпение му`мина, стремящегося к совершенному Иману, является определяющим качеством. Ведь человек, обладающий такой степенью Имана, всегда выделяется среди всех людей. Аллах в Коране упоминает об отличительной черте му`минов, которые всеми силами души стремятся заслужить благоволение Аллаха.
…они стремятся опередить друг друга в совершении благих дел … (Сура "Фатыр", 35:32)
Однако среди людей есть и такие, кто поклоняется Аллаху без должного рвения, в силу привычки или нежелания отличаться от других, но в их вере нет стойкости…
Среди людей есть и такие, кто поклоняется Аллаху, но в этом поклонении стойкости в них нет, (нет и решительности твердой)… (Сура "Аль Хадж", 22:11)
Здесь и проявляется отличительный признак совершенного Имана. Люди, которые не постигли и не познали веру всем сердцем и разумом, стоят на грани между верой и неверием, тогда как люди, обладающие совершенным Иманом, избирают себе единственным наставлением закон Аллаха – Коран, и этот закон сопровождает их каждый миг жизни. Если Иман слабых в вере людей зависит лишь от определенных условий, то обладатели Имана стойки в вере без каких-либо условий. Неискренние и слабые остаются верными заповедям Аллаха и создают иллюзию соблюдения морали Ислама лишь находясь в благоприятной обстановке, пока на их пути не встретятся трудности. Однако, как только они сталкиваются с материальными, душевными или физическими трудностями, они готовы поступиться своей верой ради мнимого спасения, они могут с легкостью отдалиться на время от морали Корана и нарушить свою верность Аллаху.
Но обладатели Имана в подобных ситуациях проявляют мужество и решительность в вере и в верности Аллаху. "Твердо веровать" – значит знать разумом, сердцем и совестью о существовании Аллаха, земного испытания и иного мира. В Коране ясно подчеркивается эта особенность верующих:
И они веруют (в Писание) что послано тебе, и в то, что до тебя ниспослано другим (пророкам); и веруют в другую жизнь и нет сомнений (в них об этом). (Сура "Аль Бакара", 2:4)
Иман совершенствуется, когда человек слушает голос своей совести. "Совесть" – это тот голос, что постоянно зовет человека жить согласно повелениям своего Творца, Аллаха. Верующий, обретший крепкий Иман, в любой ситуации поступает так, как подсказывает ему его совесть, он не может поступить иначе. А это помогает ему неизменно соблюдать поведение и моральные качества, соответствующие морали Корана и одобряемые Аллахом.
Среди всех альтернатив на пути му`мин выбирает ту, что, как подсказывает ему совесть, будет самой правильной и праведной перед Аллахом. Он никогда не будет довольствоваться показным поведением, только лишь чтобы формально успокоить свою совесть или поведением, не вписывающимся в рамки моральных принципов Корана. Обретший истинный Иман никогда не согнется перед трудностями и несокрушим духом и верой, в любой ситуации сохранит достоинство ради Аллаха. Му`мин не попадет в ловушки своего нафса (дурного естества) и страстей, отойдя от праведных и достойных поступков.
Давайте представим себе такой пример: на крупной фабрике вспыхнул сильный пожар. В этой чрезвычайной ситуации у хозяина фабрики есть несколько альтернатив. Например, чтобы предотвратить полное сгорание фабрики, хозяин вместе со своими работниками оставаясь внутри может попытаться потушить пламя. Или же ради спасения себя он может покинуть фабрику, бросив работников, или сообщив о пожаре всем работникам фабрики, обеспечить их эвакуацию и вызвать пожарные наряды.
Все эти варианты могут выглядеть в определенной степени довольно разумно. И именно тогда совесть подскажет человеку самое верное и праведное решение: как должен он поступить, чтобы Аллах был доволен им. Человек, обладающий совершенным Иманом, никогда не станет следовать за низменными страхами и желаниями своего нафса (дурного естества), но, не колеблясь, мужественно, без сожалений, причитаний и "вихляний" совершит тот самый верный поступок, который первым укажет ему совесть.
ОБРЕТШИЕ СОВЕРШЕННЫЙ ИМАН в сердце
Истинно уверовавшие с трепетом боятся Бога:
… И сами они трепещут перед Ним в благоговейном страхе. (Сура "Аль Анбийа'", 21:28)
Обретшие совершенный Иман, постигшие Могущество, Величие и Беспредельность Мудрости Творца, "смиренны и трепетно кротки" перед своим Господом. И трепетная боязнь их перед Аллахом не знает границ, вся душа их пронизана и живет в чуткой, трепетной боязни перед Ним, ибо к этому призывает Аллах:
Так бойтесь же Аллаха насколько сможете, слушайте и повинуйтесь. (Сура "Ат Тагабун", 64:16),
Каждое событие, с которым они встречаются, все, что они видят вокруг, подвигает их на бесконечное познание Величия Аллаха, укрепление Имана и, как следствие, к еще более глубокой и искренней боязни Его Могущества. А ведь вместе с трепетной, глубокой боязнью рождается и боязнь совершить грех.
Человек, обретший Иман, боится нарушить границы дозволенного Всевышним и усердно соблюдает все законы, установленные для него Аллахом. В Коране Аллах приводит нам описание тех, кто достигли совершенного Имана:
Они страшатся Господа своего благоговейно, который Владыка над ними, и совершают то, что им повелено. (Сура "Ан Нахль", 16:50)
В одном из аятов Аллах приводит нам пример, какая степень боязни и благочестия является угодной Ему:
Если бы Мы ниспослали сей Коран на какую-либо гору, то ты увидел бы, как она смиренно склонилась и раскололась в страхе перед Аллахом. Мы приводим людям эти притчи, чтобы, быть может, уразумели они. (Сура "Аль Хашр", 59:21)
Богобоязненность тех, которые уверовали всем сердцем – глубока и самоотверженна. Боязнь обладателей Имана перед Аллахом в высшей степени искренна, она принизывает каждое их дело и слово, однако этот страх вовсе не подобие обычным страхам неверующих, когда страх рождает в сердце мучительные тревоги или животный ужас.
Нет, богобоязненность – это страх благоговейный, который возвышает душу, приближает человека к своему Создателю, рождает в его сердце глубочайшее уважение и трепетную любовь. Этот страх рождает в сердце воодушевление, желание жить и творить ради Аллаха, дает радостное волнение и мужество. Но в тоже время этот страх остерегает му`мина от дурного, от дел, которыми Аллах не будет доволен, побуждает его на совершение благих дел на пути Аллаха, помогает обрести верующему крепкий Иман, и через это дает верующему душевный покой и радость бытия.
Благоговейный страх перед Аллахом возможен только вместе с чувством глубокой любви и благодарности к Нему. Обладатели совершенного Имана боятся Аллаха в той степени, насколько любят Его. И эти чувства являются главными показателями совершенного Имана у верующего.
Кротость и смиренный страх, полный глубочайшего уважения, который испытывают перед Господом му`мины, обладающие совершенным Иманом, рождается от ясного осознания ими Величия Аллаха. Bерующие знают, что Аллах мощен в любой миг земной жизни, и в будущей жизни низвести на того, кого пожелает, кару, которую Он сочтет должной, ибо Аллах – Владыка Имен аль-Каххар (Всевластный, Господствующий, Сокрушающий, Тот, Чьему Величию покорны все творения, Тот, Кто Своей Волей мощен сокрушить все, что пожелает), аль-Муаззиб (Карающий, Наказывающий, Низводящий мучительную кару), аль-Мунтаким (Мстящий, Воздающий кару, Карающий виновных нечестивцев, которые отвергли Его волю и заслужили кару), ас-Саик (Ввергающий, Волочащий в Ад), аль-Музилль (Унижающий нечестивых, Делающий презренным и ничтожным, лишая всех благ). Обладающие Иманом знают, что только те, кто в должной мере искренни перед Всевышним и богобоязненны, могут спастись от кары Господа. Поэтому для мусульманина, обретшего крепкий Иман, не существует никакого иного страха, кроме боязни перед Аллахом – Владыкой всякой мощи.
Для мусульманина любовь к Аллаху превыше и чище любви
ко всему, что даровано ему в земной жизни
… и они сказали: “Достаточно Аллаха нам! Он – наилучший Поручитель”. (Сура "Али Имран", 3:173)
Любовь обладателей Имана к Аллаху столь же сильна, сколь сильна их боязнь перед Ним. Они знают, что Аллах является их Творцом, Он создал их из небытия, дал им в пользование неисчислимые блага земной жизни, дает им жизнь, защищает и оберегает их каждую секунду. Они веруют в то, что все живое на земле живет только лишь по Его воле и так же по Его воле каждое живое существо однажды умрет в этой жизни, но Аллах – Извечен и пребудет всегда. Они осознают эту истину жизни и поэтому вся их любовь направлена к их Создателю и Единственному Владыке. Любовь к Аллаху в их сердцах превыше и чище любви ко всему и всем, что они видят, знают или постигают в этой жизни, потому что только Он дарует им все, что они имеют.
…И как прекрасен наш Покровитель и Лучший из помощников. (Сура "Аль Анфаль", 8:40)
Для верующего нет и не может быть лучшего покровителя и помощника, чем Аллах. В Коране Всевышний приводит для уверовавших молитву Пророка Ибрахима (мир ему), которого Он сделал примером совершенства Имана для уверовавших на все времена:
(Он), который сотворил меня и указал праведный путь, дает мне пищу и утоляет жажду; а когда заболею, Он исцеляет меня; Он повелит мне умереть и потом вновь воскресит; Он – Тот, на Кого я уповаю, что Он простит мои прегрешения в Судный День. Господь мой! Даруй мне мудрость и причисли меня к праведникам. (Сура "Аш Шуа'ара", 26:78-83)
Пророк Ибрахим (мир ему) являет нам образчик совершенства Имана, основанного на твердом знании: Аллах дал ему жизнь, наделил его благами и пропитанием, создал болезни и возможности исцеления от нее, Он управляет всеми событиями во Вселенной и является единственным Властелином каждого из нас. Поэтому любовь его к Аллаху служит примером искренности и беззаветной преданности, о которых должны помнить уверовавшие и ищущие Аллаха.
Обретшие Иман живут чистейшей любовью к Аллаху и испытывают любовь ко всему, что Он сотворил, к другим Его рабам и творениям, которые также испытывают любовь к Аллаху и усердствуют на Его пути. Любовь му`мина к другому человеку, будь то мужчина или женщина сильна настолько, сколько высоки нравственные качества и преданность заповедям Творца объекта их любви, ибо му`мин духовно не может испытывать любовь к тем, кто не любит Аллаха и не испытывает к Аллаху трепетной боязни, это противоречит природе его души.
Верующий может испытывать глубокую любовь только к тем, кто стремится к Аллаху, усердно и искренне выполняет предписания Аллаха и уклоняется от запрещенного Им, живет согласно вероуставу, избранному Творцом.
Истинный Иман раскрывает му`минам знание, что вся красота, которую они видят на земле, ум и способности принадлежат только Аллаху. Му`мин, повстречавшись с красивым, умным или способным человеком, получает огромное удовольствие от этих его качеств, однако не забывает, что настоящим их источником и Творцом является Аллах. Поэтому эстетическое удовольствие, получаемое от физической красоты человека или его прекрасных качеств, не может порождать некую независимую любовь только к этому объекту. Напротив, видя перед собой эту красоту, верующий знает и помнит о том, кто сотворил эту красоту и благодарит в душе Творца, тем самым его любовь к Творцу становится еще глубже.
А те, кто не достигли Имана в сердце, не испытывают любви к Аллаху. Они, вероятно, понимают, что это Аллах создал их, даровал им жизнь, везде и всегда защищает и оберегает их, наделяет их неисчисляемыми благами и ежесекундно продлевает их существование. Однако большую часть своей жизни они забывают об этой истине и о благодарности Аллаху. Они в невежестве думают, что сами они и все другие творения Аллаха обладают независимой от Него силой и мощью, тем самым осознанно или по незнанию других приравнивают к Аллаху, впадая в тяжкий грех ширка:
Среди людей есть такие, которые других приравнивают к Господу и любят их так, как должно им любить только Господа. Но для уверовавших любовь к Аллаху сильнее. О, если бы нечестивцы могли знать – а они это узнают, когда их постигнет кара, – что вся мощь принадлежит только лишь Господу и суровой будет кара Его. (Сура "Аль Бакара", 2:165)
В Коране Аллах ясно показывает различие между обладателями совершенной веры и безбожниками:
Аллах – друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их – идолы; они выводят их от света к мраку. Это обитатели огня, они в нем вечно пребывают! (Сура "Аль Бакара", 2:257)
Мусульмане поклоняются только Аллаху
и ничто не придают в равные Творцу
…они поклоняются только лишь Мне и ничто не придают в равные Мне… (Сура "Ан Нур", 24:55)
Крепость Имана му`минов основана на разуме и искренней совести, а потому их вера в Аллаха не знает колебаний. Они осознают твердым знанием Беспредельное Могущество и Величие Творца и ясно понимают, что нет и не может быть никаких иных божеств или силы, равных Мощи Единого Творца – Всемогущего Аллаха. Эта истина многократно напоминается мусульманам в Коране, Книге, указующей путь для уверовавших:
Аллах... Нет бога, кроме Него, извечно Живого и Самосущего. Не овладевает Им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит все, что в небесах и на земле. Кто может перед Ним вступиться без соизволения Его на то? Он ведает то, что было до них, и что будет после них. (Они же) не постигают ничего из Его знаний, кроме того, что Он пожелает для них. Престол его объемлет все небеса и землю. Сохранность их не тяготит Его. Поистине, Велик Он, (в высшей степени) Возвышен. (Сура "Аль Бакара", 2:255)
Однако есть и такие люди, которые веруют в существование Аллаха, но наряду с этим верят и в то, что некоторые мирские существа обладают независимой от Аллаха силой и в этом смысле "обожествляют" их силу, создают из них идолов. Говоря об идолах, речь вовсе не идет о неких статуях из камня, которым в древности поклонялись идолопоклонники и поклоняются и ныне, или о божествах, выдуманных примитивными племенами и еретическими вероучениями. В современном мире существует множество идеологических и материальных идолов, "обожествляемых" большей частью людей, пусть даже эти идолы и не называются конкретными именами.
Понятие "обожествления" означает стремление получить благоволение кого-либо из людей или иных сил, помимо Аллаха, полагая, что они способны принести какую-то пользу или материальные блага и подстраивание своей жизни в угоду тех людей или сил. К примеру, некоторые люди избирают единственной целью своей жизни зарабатывание денег, обеспечение богатой жизни, или же хотят любой ценой овладеть красотой и заставить поклоняться своей красоте весь мир, добиться власти над людьми и высоких постов, таким образом, цель жизни таких людей только в удовлетворении низменных желаний своего нафса.
И эта цель заставляет их забыть обо всем, о самом главном вопросе в жизни: для чего они были сотворены? Только ли ради зарабатывания денег или всеобщего поклонения? Они забывают или не хотят понимать, что истинная цель жизни – совершенствование своей души, прилагать усилия ради ее развития и стать достойным благоволения Аллаха и вечной жизни в обители Рая. Поклоняясь богатству и материальному достатку, они, тем самым, ставят богатство превыше Творца, забывая о благодарности и поклонении Ему, Всемогущему Владыке и Творцу всего сущего, что есть тяжелейший грех ширка.
Именно здесь проявляется главное отличие му`минов, обретших совершенный Иман, от всех остальных людей. Потому что му`мин словами, мыслями своими и каждодневными делами свидетельствует, что нет иного бога кроме Единого Аллаха, и остаются верными этой истине всю жизнь. Они уповают только на Аллаха, верят в Него всем сердцем и не придают Ему в равные никого и ничего. В Коране Аллах описывает особенности душ истинно уверовавших му`минов:
…[избегнут кары] лишь те, которые раскаялись, стали праведными, уповают на Аллаха и искренни в своей вере в Аллаха. Они-то и будут с праведными. Аллах дарует праведным великое воздаяние. (Сура "Ан Ниса`а", 4:146)
ПОКЛОНЕНИЕ (ИБАДАТ) МУСУЛЬМАНИНА,
СТРЕМЯЩЕГОСЯ К СОВЕРШЕННОМУ ИМАНУ
Человек, обладающий крепким Иманом, всегда отличается от других людей предельной требовательностью к себе в исполнении предписаний Аллаха на протяжении всей своей жизни, покуда физическое здоровье позволяет ему. Му`мин искренне и с воодушевлением, а не формальным отношением – соблюдает повеления Аллаха: намаз, пост в месяц Рамазан, абдест, являющиеся долгом перед Аллахом каждого мусульманина без каких-либо оправданий на занятость или неудобства. Аллах сообщил нам во многих аятах о желании и энтузиазме благочестивых мусульман, которые они испытывают в поклонении Всевышнему:
Они те, кто терпеливы и стойки (в вере), стремясь к Лику и (благоволению) Господа, и совершают молитвы (праведно), и раздают тайно и явно из того, чем Мы наделили их и добром рассеивают зло. Это для них уготован (прекрасный конец) этой обители – вечная (обитель счастья). (Сура "Ар Ра`ад", 13:20-22)
Они те, сердца коих при упоминании имени Аллаха трепещут от благоговейного страха, которые терпеливы к тому, что их постигает, творят молитву праведно и расходуют [на пути Аллаха] из того, что Мы дали им в удел. (Сура "Аль Хадж", 22:35)
НАМАЗ – ВАЖНЕЙШАЯ ИЗ ФОРМ ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ
Намаз – важнейшая из форм поклонения Всевышнему Аллаху после того, как человек обрел веру. Всевышний повелел му`минам искренне и с трепетным усердием совершать молитву на протяжении всей жизни в установленное Им время.
Человек сотворен существом слабым, склонным ко многим заблуждениям и ошибкам в силу своего невежества и ограниченности познаний. И если человек не слышит голоса совести и не проявляет благую волю, то в тот же час проблемы повседневной жизни отдаляют его от мыслей о самых важных для него вопросах бытия, которые он всегда должен помнить.
Человек забывает о том, что Аллах видит его каждый миг, слышит и знает все, что мелькает в его подсознании, забывает и о том, что за все содеянное в жизни человек будет нести ответ перед Ним, забывает о неизбежном приближении смерти и Судного Дня, Рая и Ада, забывает об истине кадара – Божественного предопределения, ведь каждое событие происходит по установленному Аллахом предопределению, ничто не происходит случайно, без Его ведома и все происходящее таит в себе Высшее благо и мудрость Творца. Оказавшись во власти забвения и мирских страстей, человек легко забывает о самой главной цели своей жизни – поклонении Аллаху.
Тогда как пятикратное совершение намаза спасает человека от этой "забывчивости" и небрежения, сохраняя стойкость воли, духа и чистоту разума му`мина. Благодаря намазу му`мин все время обращается к Аллаху, помнит о Его близости и всеведении, намаз не дает му`мину отступать в жизни от повелений Всемилостивого, структурируя душу и разум жить так, как заповедал Создатель.
Обладающий совершенным Иманом му`мин, склоняясь перед Всевышним Аллахом в молитвенном поклоне, ощущает мощную и чистую духовную связь и близость к своему Господу. Аллах напоминает человеку в Коране, что намаз приближает человека к совершенству Имана и близости к Творцу, останавливает, отдаляет человека от совершения греха и бесчестия:
Читай то, что внушением ниспослано тебе в Книге и совершай молитву праведно. Истинно, ведь молитва отдаляет от мерзости и зла. И, истинно, поминание Аллаха – самое великое поклонение. Аллах знает то, что вы вершите. (Сура "Аль Анкабут", 29:45)
Намаз – обязательное условие веры, предписанное всем уверовавшим в Господа. Все пророки, ниспосланные Всевышним к человечеству на протяжении истории, сообщали людям об обязательности данного предписания Аллаха и сами с искренним усердием и тщанием совершали намаз, поклонение Аллаху, являя наивысший пример для народов, к которым они были ниспосланы.
В Коране Аллах ниспослал многие аяты, повествующие нам о пророках, на которых также была возложена обязанность соблюдения предписания намаза, и знания о том, сколь большое значение и усердие пророки придавали этому предписанию Господа, повелевая неукоснительное соблюдение этого положения  своей общине.
В аяте Аллах приводит нам слова, с которыми Пророк Ибрахим (мир ему) обращался к Творцу в молитвах:
Господь мой, сделай меня исправным в совершении молитвы, и тех, кто будет из моего рода. Господь наш, прими мои молитвы. (Сура "Ибрахим", 14:40)
О Пророке Исмаиле (мир ему) Коран сообщает нам:
И вспомни в Книге Исма'ила. Воистину, он исполнял свои обещания и он был посланником, пророком. Он заповедал своему народу [совершать] молитву, [раздавать] закят и Господь был им доволен. Сура "Марйам", 19:54-55)
В другом аяте Аллах упоминает о Своем повелении Пророку Мусе (мир ему):
Истинно, Я – Аллах, нет иного бога, кроме Меня; так поклоняйся же Мне и совершай молитву праведно для поминания Меня. (Сура "Та Ха", 20:14)
Аллах также сообщает и о праведной Марийам, примере высшей добродетели мусульманки, которая также совершала намаз, как повелел ей Аллах:
Марийам, благоговей покорно всем сердцем перед Господом твоим, склоняйся ниц и преклоняй колени перед Ним вместе с теми, кто преклоняется. (Сура "Али Имран", 3:43)
Повеление намаза относилось и к Пророку Исе (Иисусу) (мир ему), которого Аллах описывает в Коране словами "Слово от Господа":
(Иса) сказал: "Истинно, я раб Аллаха. Он дал мне Книгу и сделал меня пророком." Где бы я ни был, Он сделал меня благословенным и повелел мне молитву и закят, пока я буду (на земле). (Сура "Марийам", 19:30-31)

Какое время установлено Творцом для совершения намаза?

В Коране нам сообщается, что Всевышний повелел му`минам совершать пятикратную молитву на протяжении всей жизни в установленное время суток:
Когда вы завершите молитву, поминайте Аллаха, будете ли вы стоять, или сидеть, или лежать. Когда же вы будете в безопасности, то совершайте должную молитву праведно. Воистину, молитва строго предписана для му`минов в установленное время. (Сура "Ан Ниса'а", 4:103)
Пятикратный намаз состоит из утреннего намаза-фаджр, полуденного-зухр, послеполуденного-аср, вечернего-магриб и ночного намаза-иша. Время совершения намаза указано верующим во многих аятах Корана:
Так сноси же терпеливо [,Мухаммад,] то, что говорят они [неверные], и славь хвалой Господа твоего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня,чтобы твоя душа обрела довольство. (Сура "Та-Ха", 20:130)
Пророк Мухаммад (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего), по милости Творца, лучше кого бы то ни было понимал Господние откровения Корана, и мог разъяснять их праведный смысл, передал своей общине знание о часах начала совершения намаза и его окончании в течение всего дня. Самым известными хадисом Пророка, с.а.с, в котором повествуется о времени совершения намазов, является хадис, переданный нам от Ибн-Аббаса:
Пророк Аллаха (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) сказал: "Джибраил (мир ему) два дня был мне имамом возле БейтУллах (Дома Аллаха). В первый раз он совершил полуденный намаз, когда тень была короткой и доходила до верха его обуви. Затем, совершил послеполуденный намаз, когда тень от предметов стала равной длины с самими предметами. После совершил вечерний намаз, когда солнце зашло и постящиеся разговели. Потом совершил ночной намаз, когда свет (вечерняя заря) на горизонте угас. После совершил утренний намаз, когда начало светать и постящимся было уже запретно прикасаться к пище. Во-второй раз он совершил полуденный намаз во время вчерашнего послеполуденного намаза, когда длина тени от предмета стала равной с самими предметами. Послеполуденный же намаз он совершил, когда тень от предметов стала в два раз больше самих предметов. Потом совершил вечернюю молитву в то же время, что и в предыдущий день. Потом совершил ночную молитву, когда миновала уже треть ночи. Потом, когда светало, совершил утренний намаз. Затем Джибраил (мир ему) обратился ко мне со словами: "О, Мухаммад! В эти часы совершали молитву все пророки (мир им), которые были до тебя. Время намаза – это время между двумя часами начала молитв!"
Как в аятах Корана,так и в достоверных хадисах Пророка Мухаммада, сас, и в толкованиях алимов Ислама совершение намаза обязательно в установленное время и истинно в степени, не допускающей каких-либо споров.
Пятикратный намаз вместе с фардом, ваджибом и сунной, состоит из 40 рака`атов. Распределение и порядок этих 40 рака`атов приведены ниже согласно времени совершения намаза:
Утренний намаз - Фаджр:
            • Количество рака'атов 4: 2 рака'ат – сунна, два 2 рака'ата – фард.
              Время выполнения: Начиная с предрассветных сумерек до восхода солнца.
Полуденный - Зухр:
            • Количеств рака'атов: 10; 4 рака’ата - сунна, 4 рака’ата – фард, 2 рака’ата - сунна.
              Время выполнения: cразу после полудня, когда солнце покидает зенит и склоняется к западу, до момента приближения послеобеденного намаза.
Послеполуденный - Аср:
            • Количество рака'атов: 8; 4 рака’ата– сунна, 4 рака’ата – фард.
              Время выполнения: Когда тень предмета станет длинней его самого в два раза.
Вечерний - Магриб:
            • Количество рака'атов: 5; 3 рака’ата - фард, 2 рака’ата – сунна.
              Время выполнения: После захода солнца до наступления темноты (времени ночного намаза).
Ночной намаз - Иша:
            • Количество рака'атов: 13; 4 рака’ата - сунна, 4 рака’ата – фард, 2 рака’ата – сунна, и 3 рака’ата – витр.
              Время выполнения: спустя 1,5–2 часа после захода солнца до времени утреннего намаза.
Намаз-витр относится к категории ваджиба (обязательное совершение молитвы) и состоит из трех рака?атов. Он совершается после ночного намаза-иша.
Мусульманин совершает намаз в благоговейном страхе
и трепетном смирении перед Творцом
Трепетное почтение и боязнь означает страх, полный глубокого уважения. Молиться в покорном смирении, значит выполнять это предписание, испытывая в сердце трепет перед Беспредельностью Величия и Могуществом Творца, испытывая перед Ним страх, полный благоговейного уважения. Му,мин, склонившись в молитве пред Владыкой Миров – Аллахом, конечно же испытывает величайший страх и трепет перед Богом и Его Величием и приближается к Аллаху настолько, насколько сильны этот страх и трепетное уважение.
Верующий, который стремится в полной мере и праведно соблюдать поклонение намаза, должен быть предельно бдительным к вещам, мешающим ему ощутить трепет и страх пред Аллахом, во время намаза должен стараться полностью сконцентрировать свои мысли на молитве, уделить ей максимальное внимание, усилием воли стараясь отдалить от себя на время молитвы все мирские мысли. Конечно, не всегда удается остановить поток мыслей, но надо стремиться к этому, думая только о близости Господа.
Аллах повелевает нам, когда мы стоит перед Ним в молитвенном поклоне, думать и взывать только лишь к Нему, превозносить и славить Его, Единого, Бога, Творца, Пречистого и Всемогущего. Праведное совершение намаза это великая возможность осуществить это поклонение с благоговейным трепетом в сердце. Ведь в Коране Аллах повелевает совершать молитву, чтобы поминать имя своего Господа:
Истинно, Я – Аллах, нет иного бога, кроме Меня; так поклоняйся же Мне и совершай молитву праведно для поминания Меня. (Сура "Та Ха", 20:14)
Фарды Намаза
Существует 12 фардов намаза, то есть обязательных действий, без совершения которых намаз считается недействительным: 7 фардов из них совершаются до намаза – они являются условиями для совершения намаза и 5 фардов во время намаза – это рукны намаза.
И мужчины, и женщины, собирающиеся совершить намаз, обязаны быть в состоянии ритуальной чистоты, то есть иметь ритуальное омовение (тахарат/ гусуль). Это является обязательным условием. Ритуальная чистота сохраняется от молитвы к молитве, если только за это время не было нечистых выделений, например, мочеиспускания, дефекации, метеоризма, семяизвержения, рвоты, кровотечения и т.п. Если же вода недоступна, к примеру во время путешествия или в других неординарных ситуациях или вода может нанести вредить поклоняющемуся, к примеру при болезни, му`мин может войти в состояние ритуальной чистоты без воды, совершив тайяммум.
О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к совершению молитвы, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или когда вы осквернены нечистотой, пока на омоете все тело, кроме как если вы находитесь в пути. А если вы больны или в путешествии, или выходили по (естественной) нужде, или вы с женщиной сношение имели и не нашли воды (чтобы обмыться), то омывайтесь чистым песком или землей, и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах Прощающий, Милосердный! (Сура" Ан Ниса`а", 4:43)
7 фардов, обязательных действий, совершаемых до намаза:
–Очищение от хадаса (Хадастан тахарет)
–Очищение от наджаса (Наджастан тахарет)
–Прикрытие аурата (Сетри аурат)
–Направление на Киблу (Истикбали Кибла)
–Время (Уакиа, Вакит)
–Намерение (Ният)
–Тахримат-уль-Ифтитах или Такбират-уль-Ифтитах
(Произнесение Такбира при вступлении в намаз)
5 фардов, совершаемых во время намазе, которые называют также рукны:
–Кыйям. Стояние во время намаза.
–Кыраат. Чтение Корана во время стояния
Руку`у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен
–Сажда. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.
–Ка`да-и ахире. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения “Ат-тахият”.
Очищение от хадаса (Хадастан тахарет) – очищение от всех видов внешних физических и физиологических загрязнений, выделений посредством совершения малого омовение (вуду), если у готовящегося к молитве нет омовения, и полного омовения (гусуль) тем, кому следует совершить полное омовение. Вуду (малое омовение) – это промывание и протирание некоторых частей тела в установленном порядке. Гусуль – это полное омовение, при котором на теле человека не остается ни одного сухого места.
Очищение от наджасы (Наджастан тахарет) – это удаление всякого рода внешних или физиологических нечистот с тела, одежды, нижнего белья и места моления, которые могут стать препятствием для совершения намаза.
Вакит – совершение пятикратного намаза в установленное Всевышним время.
Намаз, совершенный до наступления установленного времени, не действителен. Расписание времени намазов для каждой местности устанавливается по календарю, соответствующему географическому положению местности.
Направление на Киблу (Истикбал-и Кибла): Совершение намаза, обращаясь лицом в сторону Киблы, то есть по направлению к Каабе, находящейся в Мекке. Для определения направления Киблы используется компас и необходимо знать географический градус местности, где совершается намаз, по отношению к Кибле.
Намерение (ният). Следует четко помнить, какой намаз совершается и дать ният в душе совершить этот намаз, произнести стоя, вслух о своем намерении совершить ради Аллаха определенный намаз. Ният выражается от всей души. Если намерение выражается формально, без искренности, это означает несоблюдение одного из условий намаза – нията.
Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира, формулы возвеличивания Аллаха – "Аллаху Акбар" при вступлении в намаз. Во время такбира у мужчин обе руки подняты, ладони с раздвинутыми пальцами обращены в сторону Киблы. Взгляд обращен на место сажда, ступни параллельны друг другу. Руки подняты до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек уха произносится такбир-и ифтитах (начальный такбир): "Аллаху акбар". У женщин руки подняты не так высоко, кончики пальцев должны быть на уровне плеч.
Рукны намаза
Кыйям: Стояние прямо и четко во время намаза (обязательно для тех, у кого нет каких-либо физических изъянов или болезней, не позволяющих сделать это). У мужчин ладонь правой руки кладется на левую, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и сложенные таким образом руки кладутся чуть ниже пупка. У женщин руки сложены на груди, правая кисть на левой, но запястье не обхватывается. Ступни параллельны друг другу на небольшом расстоянии. Взгляд обращен на место сажда.
Кыраат: Чтение одного или нескольких айатов Корана во время стояния в молитве.
Руку,: Поясной поклон, при котором спина и голова составляют прямую линию, а ладони кладутся на колена. Взгляд обращен на кончики пальцев ног. Голова и спина – на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени. У женщин –поклон не такой глубокий, как у мужчин: голова выше спины. Кисти рук с сомкнутыми пальцами лежат свободно на коленях, не обхватывая их, колени чуть согнуты.
Саджда. Земной поклон с почти одновременным касанием земли коленями, а затем руками, лбом и носом. Голова расположена между кистями рук. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела ( у женщин, наоборот, локти придвинуты к телу). Живот не касается бедер, пятки сомкнуты.
Ка,да. Это – сидение в самом конце намаза на протяжении времени чтения Ат-Тахията. Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы. У женщин обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. Салям (приветствие) в правую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы – в свободном положении. Обе ноги сдвинуты вправо. Голову поворачивают вправо, взгляд – на плечо.
Также напомним вкратце положения Сетри Аурат, Кибла и Абдест, являющихся фардами, то есть обязательными условиями намаза:

Что такое Сетр-и Аурет?

"Сетр-и аурет" называется покрытие тех мест на теле человека, которые запрещено показывать или открывать во время намаза и в любое иное время другому человеку и на которые запретно смотреть кому-либо. Мужчина во время намаза обязан прикрывать часть тела от пупка до колен включительно. Колени тоже являются ауратом. Для женщины-мусульманки ауратом является все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног.
Абдест (омовение)
Перед каждой молитвой му,мину необходимо совершить абдест (омовение). Существуют несколько обязательных предписания при омовении (фард). В случае нехватки времени или воды можно ограничиться омовением фард. Если выполнены все фарды, омовение считается действительным и после него можно совершать очередную молитву-намаз.
Как и при выполнении любого богоугодного дела, му`мин должен произнести “Бисм Ил-лях ир-Рахман ир-Рахим” ("во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного"), прося Господнего благословения и помощи.
1) Омыть лицо один раз
2) Омыть руки до локтей включительно один раз
3) Месх – протереть мокрыми руками волосы на голове, 1/4 часть волос
4) Омыть ступни ног, включая щиколотки один раз.
Суннаты (желательная часть омовения)
Вместе с фардами при совершении омовения существуют и предписания по Сунне. Ниже приведены сунны, которые должен исполнять му`мин перед совершением намаза. Прежде всего, следует отметить, что для омовения нужно использовать чистую воду. При омовении вода должна обтекать все омываемые части тела, на теле не должно остаться наджасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой, к примеру, лак на ногтях или кольца и браслеты.
Как и при выполнении любого богоугодного дела, му`мин должен произнести “Бисм Ил-лях ир-Рахман ир-Рахим” ("во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного"), прося Господнего благословения и помощи.
–Намерение. Прежде всего, необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце. Готовясь к совершению омовения му`мин должен засучить рукава одежды до локтей включительно и сделать ният "Я имею намерение совершить омовение ради благоволения Аллаха".
– Три раза омыть руки до запястий, включая локти, не забывая хорошо промывать между пальцами. Если на руках имеют кольца, перстни или браслеты, следует снять их и промыть участки пальцев под ними.
–Желательно почистить зубы пастой с щеткой или мисваком для удаления остатков пищи и неприятного запаха.
– Трижды тщательно прополоскать полость рта, всякий раз набирая чистую воду правой рукой.
–Трижды прополоскать полость носа, всякий раз набирая воду правой рукой, но высмаркиваясь левой.
–Трижды омыть лицо, затрагивая все участки от места, где начинается волосяной покров головы до нижней части подбородка и до мочек ушей. Омытыми должны быть и те невидимые участки кожи лица, которые находятся под бровями, бородой или усами. Для мужчин, носящих бороду, следует протереть мокрой рукой свисающую часть бороды и повести, как расческой, пятерней правой руки внутрь свисающей части бороды.
–Трехкратное мытье рук до локтей включительно. Сначала трижды омывается правая рука до локтя, так, чтобы на руке не осталось сухого места, затем тот же порядок для левой руки.
–Протирание всего волосяного покрова головы. Сначала на руки наливают воду, чтобы намочить их, затем ладонью и пальцами правой руки поглаживают переднюю четверть головы (лучше всю голову), проведя ей от лба в сторону затылка и наоборот.
– Промыть руки после протирания волос и промыть внутреннюю и внешнюю части ушей. Указательным пальцем правой руки протереть внутри правого уха и большим пальцем протереть внешнюю часть уха. Затем левой рукой повторить тот же порядок для левого уха. Затем внешней стороной оставшихся трех пальцев протереть шею.
–Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая хорошо промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем –левую.
– Соблюдать последовательность совершения омовения: омыть и протереть руки до запястий, рот, нос, лицо, руки до локтей, голова, уши, затылок и ноги.
– Начав омовение, последовательно завершить его, не растягивая на большие интервалы.
Кибла
Кааба, расположенная в Мекке, на месте Масджид аль–Харам, является киблой мусульман и во время совершения молитвы мусульмане всего мира обращаются лицом в сторону Каабы. В Коране Всевышний сообщил нам, что направлением, куда должны быть обращены лица верующих при совершении намаза, является Кааба. Если находящийся вдали от Масджид аль-Харам мусульманин совершит намаз, стоя лицом по направлению к Кибле, то этого достаточно, чтобы намаз считался правильным.
Совершая намаз, стоя лицом к Каабе, мусульмане каждый день выстаивают молитвы, обратившись к месту поклонения Пророка Ибрахима и его сына Исмаила (мир им), которые по велению Господа воздвигли Каабу, первый дом Единого Бога, и поныне она является напоминанием о пророках Аллаха. Считается желательным, чтобы лицо человека во время еды и сна также было обращено по направлению к Каабе. И когда человек умирает, он должен быть положен в землю так, чтобы лицо его было обращено к Каабе.
Как установить направление Киблы?
Киблой является не само сооружение Каабы, а участок земли, на котором стоит Кааба. Поэтому, даже находясь на дне океана или в воздухе можно совершать намаз, стоя в этом направлении. Направление Киблы можно рассчитать математическим путем, или же ориентироваться по положению Полярной звезды с помощью компаса. Если же не удается рассчитать или определить точное направление Киблы с помощью компаса, то за направление принимается наиболее логичное предположительное определение направления Киблы.
Если на месте, где совершается молитва, нет михраба, компаса, звезд, чтобы рассчитать направление на Каабу-Киблу, то лучше спросить у мусульман, знающих ее направление. Если намаз совершается во время движения на корабле, в поезде или в самолете, то, встав в направлении на Киблу, следует положить компас рядом с местом, где будет совершаться сажда (поклон ниц). Таким образом, при совершении намаза во время движения транспорта нужно менять позиции по направлению движущейся стрелки компаса, указывающей на расположение Киблы. Или же рядом должен находиться кто-то из мусульман, кто будет направлять совершающего намаз человека при изменении киблы во время движения.
Если человек не знает направления на Киблу, не ориентируется по михрабу, не спрашивает направление у знающего мусульманина, или же совершает намаз, не постаравшись рассчитать направление киблы, то считается, что этот человек полностью не выполнил все условия совершения намаза, ибо пренебрег повелением Аллаха и не проявил должного усердия, даже если он и попал верно по направлению на Киблу.

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder